"ВМЕСТЕ"
::: НАШИ ОТКРЫТИЯ :::
 ФЕВРАЛЬ 2012
1 2 3 4
РАЗРУШИТЕЛИ МИФОВ

Вы помните, конечно, притчу о двух лягушках, попавших в молоко. Одна от безысходности сложила лапки и потонула. Другая стала отчаянно барахтаться, в результате чего взбила масло и вылезла из крынки.
Эту притчу обычно изучают в начальных классах, для того чтобы продемонстрировать ребятам истину: из любой ситуации можно найти выход, надо только проявить упорство. С нравственными выводами мы абсолютно согласны. Но… Можно ли взбить молоко, активно взбивая его?
Для того чтобы проверить это, мы купили пакет молока в магазине, налили его в крынку и стали взбивать. По очереди. Взбивали долго, но ничего у нас не получилось. Мы уже были готовы объявить, что взбить масло из молока в домашних условиях невозможно, но наша завуч, Мария Николаевна, возмутилась: она лично занималась этим в перестроечные годы и получала масло высокого качества. Тогда мы решили обратиться к учителям физики и химии все с тем же вопросом: могла ли лягушка взбить масло. Какие процессы при этом происходит?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо изучить физико-химические аспекты процесса получения масла. Химики рассказали нам следующее.
Молоко представляет собой эмульсию жировых шариков в молочной плазме. Физическая стабильность шариков жира в молоке зависит в основном от состава и свойств их оболочек. При технологической обработке молока происходит десорбция липопротеидных мицелл из оболочек в плазму и одновременно сорбция белков  на поверхности мембраны шариков жира. Эти изменения состава и поверхностных свойств оболочек приводят к снижению их прочности и частичному разрыву. Любое механическое воздействие на дисперсную фазу молока при транспортировке, хранении и обработке, его вспенивание, тепловое воздействие может вызвать значительную денатурацию структурных белков оболочки. Наступает частичная дестабилизация жировой эмульсии и происходит слияние некоторых жировых шариков. Образуется масло.
С этим же вопросом мы подошли к физикам.
Одни говорили о проявлении закона инерции. Жировые шарики массивнее и плотнее элементов молочной плазмы. Их привести в движение сложнее, но и остановить труднее. Неоднородность движущейся эмульсии приводит к явлению электризации и расщеплению молекул молока.
Другие вели речь о проявлении сил гравитации. При увеличении масс жировых шариков процесс взбивания масла ускоряется.
Итак, с научной точки зрения, лягушка, барахтаясь в молоке, могла взбить масло и выбраться из сосуда.
Почему же у нас ничего не получилось?
— Какое молоко вы взбивали? — спросила Мария Николаевна, увидев, как мы огорчились.
Ну, конечно! Мария Николаевна брала молоко «из-под коровы», снимала с него сливки и только после этого начинала механическое воздействие! А мы взбивали молоко «из-под магазина».
Очевидно, в притчу вкралась ошибка: лягушки попали в крынку со сливками, а не с молоком.
В результате наша комиссия разрушителей мифов пришла к выводу: лягушка могла взбить масло, но только если попала в крынку со сливками или со сметаной.
P. S. После завершения эксперимента мы решили обратиться еще и к нашему школьному психологу, Наталье Владимировне, с просьбой прокомментировать характеры лягушек. Вот что мы узнали.
Часто жизнь преподносит нам различные сюрпризы. При этом, что плохо для одного, то для другого хорошо. Первая лягушка проявила инфантилизм, смирилась с ситуацией, в результате погибла. Вторая начала борьбу за жизнь. Она проявила находчивость, энергичность, веру в успех (мотивация потребности в достижении цели) и, сбив масло, выжила. Вторая лягушка заслуживает уважения и восхищения еще и потому, что не воспользовалась фактом гибели подруги: она не использовала ее как ступеньку. Высоконравственная у нас лягушка.
При этом ей, конечно, несказанно повезло. Кроме личностных качеств, огромное значение имеет среда (очевидно, молоко было высокой жирности), определенная степень успеха (лягушка могла бы просто плавать или суетливо барахтаться в разных местах).

Светлана Кирсанова, 11 класс НСОШ №2
Я НЕ БУДУ ДЕЛАТЬ БОМБУ
Прочитав интервью с Надеждой Константиновной Кергиной, мы решили подготовить материалы по теме «Наука и нравственность». Катя Кутузова, прикоснувшаяся к этой непростой теме, узнала, что есть учёные, готовые отказаться от собственных открытий, если они смогут навредить человеку. Есть учёные, готовые умереть ради собственных убеждений.
Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб. Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют её достижения Ф. Жолио-Кюри.

Я не буду делать бомбу!
Главной мечтой Лизы Мейтнер было поступление в университет. Родители девушки были против высшего образования, но девушка решила поступить наперекор всем. Девушка начала обучение. И не зря: вскоре Лиза открыла эффект цепной реакции при ядерном делении, а затем первой доказала, что при расщеплении ядра бушуют энергетические потоки. Однако, как только девушка поняла, что это открытие приведёт к созданию ядерного оружия, она решительно прекратила исследования, заявив: «Я не буду делать бомбу!»
Лиза Мейтнер была не единственным учёным, ставившим нравственность на порядок выше науки. Множество исследователей, стоявших на пороге величайших открытий, едва обнаружив, что продолжение исследований может в дальнейшем навредить людям, прекращали работу или уничтожали плоды своих экспериментов.
Нравственность выше науки. Именно такого мнения придерживался и великий немецкий учёный Альберт Эйнштейн. Он отступился от своего убеждения только однажды, когда во время Второй Мировой войны начал исследования в области атомного оружия. Тогда изобретение атомной бомбы было необходимо: Германия тоже вела исследования в этом направлении, и Эйнштейн, живший в то время в Америке, обязан был опередить фашистов.
Альберт дорого поплатился за это изобретение. Америка сбросила бомбу на Японию, страну, которую Эйнштейн полюбил всем сердцем, и до самой смерти великий учёный чувствовал вину за причастность к созданию смертоносного оружия, направленного против любимого им народа.

Нас называли кроликами
Одним из самых страшных преступлений науки против нравственности считается деятельность немецких учёных в концлагерях в годы Второй Мировой войны.
Основными базами для проведения экспериментов на людях стали концлагеря Освенцим и Бухенвальд. Именно там проводились самые жестокие опыты над людьми. В этих лагерях была проведена серия опытов для выявления недостатков противотифозной вакцины. Заключённым вводили вакцину, а затем намеренно заражали сыпным тифом. Большинство людей умирало, а тех, кому всё же удавалось выжить, умерщвляли как «отработанный материал».
Кроме испытаний всевозможных вакцин и лекарств нацистские врачи проводили исследования реакций людей на длительное пребывание в ледяной воде, с характерной немецкой педантичностью записывая температуру воды, тела человека, степень переохлаждения и регистрируя время смерти. Также проводилась имитация нахождения человека на большой высоте, исследование реакции на перемену давления.
Одним их самых жестоких видов опытов было признано изучение гангрены, производимое над участницами польского сопротивления. Девушкам делали длинные глубокие разрезы на икрах, голенях и бёдрах, не обрабатывали рану, а затем дожидались появления гангрены. После этого порезы тщательно изучали, регистрируя скачки температуры и изменения в состоянии здоровья «кролика». Основная масса девушек погибала, а тех, кому чудом удалось поправиться — безжалостно убивали. По словам выживших, спастись можно было лишь подменив документы уже убитых на свои.
После окончания войны, на Нюрнбергском процессе, немецкие врачи пытались оправдаться пользой, которую принесли проведённые для науки опыты. Но суд признал эксперименты на людях аморальными, и большинство осуждённых были приговорены к смертной казни.
Действительно, можно ли жертвовать таким количеством жизней для того, чтобы углубить свои знания в медицине или написать диссертацию? Разве правильно ставить одну жизнь выше другой? «Нас называли кроликами», — рассказывали освобождённые из концлагерей. Нет, тех, кто проводил подобные исследования, нельзя называть врачами.

Галилео Галилей и Джордано Бруно
Солнце давно волновало умы людей, вызывало споры и сомнения. Приблизительно до XVI века люди считали Землю плоской, а Солнце — её спутником. Но в первой половине XVI века был опубликован труд Николая Коперника «Об обращении небесных тел». Эта книга подвергла сомнению геоцентрическую модель мироздания (модель, где Земля является центром Вселенной). В своём труде Коперник утверждал, что Земля не плоская, а круглая, и она является лишь одной из вращающихся вокруг Солнца планет.
Последователями Коперника стали итальянские учёные Галилео Галилей и Джордано Бруно. В своих трудах они опирались на теорию Коперника о гелиоцентрической системе мироздания (система, где Солнце является центром Вселенной) так, словно это была не гипотеза, а уже доказанная истина. Церковь расценила их труды как ересь и оскорбление папы.
Чтобы сохранить себе жизнь и получить возможность продолжить научную деятельность, Галилей был вынужден отречься от теории Коперника. Сложилось предание, будто, произнеся отречение, старый ученый в ярости топнул ногой и воскликнул: «И всё-таки она вертится!» Бруно категорически отказывался отречься от своих воззрений, за что через 8 лет преследования был сожжён на костре 17 февраля 1600 года.
Галилео, отрекаясь от гипотезы Коперника, не только сохранил свою жизнь. Он получил возможность продолжать свою научную деятельность. Но и стойкость убеждений Бруно достойна уважения! Возможно, своим мужеством он убедил людей в том, что его идеи — истина! Недаром 9 июня 1889 в Риме был открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция предала его казни. На постаменте можно прочитать надпись: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».
Не нам судить великих. Но, как бы то ни было, эти люди достойны глубочайшего восхищения.

 Екатерина Кутузова и Нина Виноградова, 10-а класс Гимназия №1
"ВМЕСТЕ"
"ВМЕСТЕ"
::: НАШИ ОТКРЫТИЯ :::
ФЕВРАЛЬ 2012
1 2 3 4
Газету "Вместе" создали юные журналисты ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОГО МЕДИА ЦЕНТРА "ВМЕСТЕ!"  МБОУ "Гимназия №1 г.Никольское" Тосненского района Ленинградской области. Выходит при поддержке администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области

Руководители проекта - Т.Л.Левина, О.Е.Кузнецова; Руководитель кружка журналистики А.Г.Осипов, дизайнер-верстальщик -А. Ефимов; Ответственный за электронный выпуск газеты в сети Интернет - А.Л.Минин; Фото: Д.Яшкин, А.Попов; Электронный выпуск: А. Ефимов

187026 Ленинградская область, Тоснеский район, г.Никольское, МБОУ "Гимназия №1 г.Никольское", ул. Школьная 11 тел/факс:+7/81361/53532